Ваши дети проучились в школе уже 2 месяца. Для успешного обучения необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Если мы возьмём наших первоклассников, то процесс адаптации конечно же без трудностей не протекает. Эти первые месяцы пребывания вашего ребёнка в школе, я думаю, не обошлись без натиска капризов по поводу раннего вставания в школу, по поводу первых неудач и трудностей в учении и в приготовлении домашнего задания, может быть даже жалоб на товарищей по классу по поводу того, что кто-то их обижает. Каждый первоклассник переживает и осознаёт этот период по-своему.
Но хотелось бы
отметить, что часть ребят, примерно по моим наблюдениям - 12 учащихся, про
которых можно уверенно сказать- у них уже прошла адаптация к школьному
обучению, они стали настоящими учениками. В течение первого месяца сентября, они освоились в школе, приобрели
друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны,
добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. У
этих ребят произошло освоение нового статуса – статуса ученика, новых
требований и нового режима. Это легкая форма адаптации.
Примерно 15
учащихся имеют более длительный
период адаптации. У них больше времени ушло, чтобы принять ситуацию обучения,
иногда реагировали на замечания учителя капризами или слезами. Бывает и с
одноклассниками не всегда складывались хорошие отношения. Лишь к концу первой
четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это
форма средней тяжести адаптации.
И есть несколько
ребят, у которых адаптация проходит
трудно и затягивается во времени.
(Трудность
или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы ребёнка, от его
темперамента, черт характера, адаптационных способностей, от подготовленности
ребёнка к школе и т.д.)
Нам, взрослым, нужно внимательно
отслеживать этот период адаптации к обучению наших первоклассников, т.к. именно от неё зависит успешность овладения
ребёнком учебной деятельностью, комфортность его пребывания в школе, здоровье ребенка, его
отношение к школе и к учению.
В классе 32 ученика. На уроках большая часть учащихся обычно работают, поднимают руки, стараются давать
полные ответы. Есть ребята, которые на уроке, чтобы привлечь внимание,
почувствовать себя учеником, поднимают руку, а ответа не знают. Есть, наоборот,
знают, но руку не поднимают. Но ведётся ежедневная работа по устранению этих недостатков. К сожалению, не все дети добросовестно дома
выполняют рекомендации, задания. Некоторые забывают выполнить, у кого-то не
хватает времени. Но, чтобы вы понимали, цель этих тренировочных упражнений не
только в том, чтобы, загрузить дома родителей, это нужно для того, чтобы
закрепить навык, полученный на уроке вне школьных стен.
На уроках проблем с дисциплиной можно
сказать, что нет. Острой проблемой выступает сдерживание двигательной
активности ребенка на перемене, когда происходит разрядка напряжения: они бегают,
кричат. Саморегуляция поведения у большинства детей в классе отсутствует.
Давайте учить детей управлять своим поведением. Во многих
ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом
случае он ориентируется на поведение других детей. Один побежал, другому тоже
надо. Часто при разборе конфликта перекладывают вину друг на друга вместо того,
чтобы признать свою неправоту и постараться исправиться. Нам с вами необходимо
научить ребёнка сдерживать негативные проявления в поведении.
Еще одна проблема в классе – это
громкоговорение. Дети даже между собой очень громко говорят. Дома постарайтесь,
пожалуйста, сами сбавить громкость и если ребенок начнет переспрашивать, не
торопитесь повторять ему свой вопрос или просьбу. Иначе он привыкнет, что ему
достаточно переспросить, вместо того, чтобы вникнуть с 1-го раза. Мне
приходится по несколько раз повторять одно и то же. Дети слушают, но не слышат,
т.е. не вникают в суть произнесенной фразы, не сразу могут повторить, сказанное
мной.
Хочу напомнить, что без помощи взрослых
детям сложно приспособится к новым условиям, но помощь должна быть эффективной,
грамотной и должна идти в трех направлениях:
1-е
направление помощи – организация режима дня. Для успешной адаптации следует
научить ребенка соблюдать режим дня. Организация режима дня позволяет ребенку:
легче справиться с учебной нагрузкой; защищает нервную систему от переутомления,
т.е. укрепляет здоровье.
2-е
направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен
быть систематическим, а не от случая к случаю. Некоторые родители не
контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В
результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно,
пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной
пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему
становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а
нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается
интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому
помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в
знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно.
То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной
школе. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения.
Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.
3-е
направление помощи — приучение к самостоятельности. При проверке домашних
заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте
готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно
подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом
дети очень хитры и находят способы “заставить” работать за себя.
Самое
главное, чему ребенок должен научиться к концу 1 класса – хотеть и уметь
учиться!
И,
в заключении, 13 вредных советов родителям
первоклассника.
P.S. Если Вы чувствуете, что эти советы не для Вас, значит
Вы – понимающий и заботливый родитель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий